Памятка для родителей, имеющих детей с нарушением слуха и зрения

01.06.2023

Памятка для родителей, имеющих детей с нарушением слуха и зрения

Понятие инклюзивного образования раскрывается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ФЗ под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Условия реализации инклюзивного дошкольного образования в детских садах закреплены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

При реализации инклюзивной практики специалисты МАДОУ д/с № 8 «Жемчужинка» учитывают, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.

Принимая в группу такого ребенка, специалисты ДОУ учитывают следующее:

·      практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речи, мыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость

·      у большинства детей нарушены коммуникативные навыки; у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);

·       из-за проблем зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.

Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ создаются такие условия, при которых обеспечиваются:

·       привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке.

·      присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;

·       использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности; упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;

·       недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;

·      включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;

·      включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;

·      создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке, - это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;

·      обеспечение спокойного засыпания и возможности уединения для ребенка. Уголки уединения - это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.

Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, создаются условия в зависимости от характера нарушений здоровья. Создание специальных образовательных условия для дошкольников с нарушением восприятия. К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления. Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности, и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха в нашем ДОУ обеспечивает развитие:

·         полисенсорного восприятия;

·      зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);

·       слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);

·      тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движению); вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители);

·       двигательной активности;

·      мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи; игровой деятельности (поэтапное формирование).

Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда содержит игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:

• зрительного - игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;

• слухового - музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;

• тактильно-двигательного - тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, сенсорные дорожки, «Твистер» и др.

Для развития детей с нарушениями зрения характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения обеспечивают:

·         расширение знаний и представлений об окружающем мире;

·      развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием остаточного зрения;

·       развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного; формирование пространственных представлений.

Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения способствует развитию полисенсорного восприятия и включает следующее:

·       дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;

·      рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;

·      специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.

Педагоги ДОУ стараются обеспечить безопасность перемещения ребенка по детскому саду и его территории и предоставить возможность довольно близкого его расположения к наглядному материалу во время занятий.

Советы родителям по развитию дошкольников с нарушением зрения.

1.      Родителям необходимо знать зрительные особенности своего ребенка и следовать рекомендациям офтальмолога и тифлопедагога. Например, при высокой степени близорукости нельзя допускать большую силовую нагрузку, а при дальнозоркости необходима работа с мелкими деталями.

2.      При необходимости ношения очков строго следуйте рекомендациям окулиста.  Не всем ребятам прописаны очки на постоянное ношение.Хочу такой сайт

3.      Рабочие место ребенка должно быть оснащено с учетом индивидуальных особенностей зрения ребенка. Многие дети тяжело воспринимают яркий свет, искусственный и солнечный свет.

4.      Не пропускайте занятия в детском саду без уважительной причины.

5.      Старайтесь менять вид деятельности, который является своеобразным отдыхам для глаз с использованием упражнений для снятия зрительного утомления.

6.      Уделяйте ребенку постоянно внимание, но не старайтесь опекать его через чур.

7.      Не молчите с детьми постоянно разговаривайте, обозначайте все свои действия: «Сейчас мы попьем чай, а потом пойдем на прогулку и т.д» Постоянно разговаривая с ребенком, ВЫ способствуете его речевому и психологическому развитию.

8.      Старайтесь говорить более медленно, ставьте вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы ребенок мог осознать их и понять содержание.

9.      Развивайте мелкую моторику с раннего возраста: собирайте мозаику, лепите из пластилина, собирайте конструктор, учите застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Так Вы поможете ребенку развить самостоятельность.

10.  Учите ребенка положительно реагировать на взрослых, воспитателей, выполнять требование вымыть руки, убрать игрушки, одеваться…

11.  Стройте отношение с ребенком на взаимопонимании и доверии.

12.  Контролируйте поведения ребенка, не навязывая ему жестких правил, избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой -  завышенных требований к ребенку.

13.  Установите твердый распорядок дня для ребенка и членов семьи.

14.  Избегайте по возможности большого скопления людей.

15.  Помните, что утомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

16.  Не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определенном месте после совершения поступка. Помните, в след за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели» заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорирование нежелательного.

17.  Постепенно расширяйте обязанности ребенка, предварительно обсудив их с ребенком.

18.  Не разрешайте откладывать выполнение задание на другое время.

19.  Не давайте ребенку поручения, не соответствующие уровню его развития, возрасту и способностям.  Помогайте ребенку приступить к выполнению задания так как это самый трудный этап.

20.  Не давайте одновременно несколько заданий. Задание который даются ребенку с нарушением зрения, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких этапов.

21.   Помните, что для ребенка с нарушением зрения наиболее действенным будет средство убеждения «через тело»:

·         лишения удовольствия, лакомства, привилегий;

·         запрет на приятную деятельность, прогулки, любимая игра и т.д.

 

Советы родителям по развитию дошкольников с нарушением слуха.

Во-первых, необходимо наблюдение у врача - сурдолога. Если ограниченность слухового восприятия не поддается лечению, врач может рекомендовать использование слухового аппарата или кохлеарную имплантацию.

Во-вторых, ребенок должен быть включен в программу помощи. Необходимо составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

Для детей с нарушенным слухом ИПР включает:

•cлухопротезирование/кохлеарная имплантация (выбор слухового аппарата, необходимость имплантации);

• психологическую поддержку семьи;

• занятия с сурдопедагогом;

• мониторинг состояния слуха;

• предоставление родителям информации о новых методах диагностики, лечения и т.д.;

• консультации других специалистов (невролога, педиатра, психолога, офтальмолога и т.д.).

1. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.  Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

2. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое – левое ухо), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко – это чисто слуховое восприятие, губы – это слухо-зрительное восприятие.

3. Все действия сопровождайте речью. Важно поддерживать всякую попытку малыша повторить за взрослым, самостоятельно назвать предмет. При этом можно попросить ребенка что-то сказать, но нельзя настаивать.

4. Нельзя внезапно появляться перед слабослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

Более конкретные указания дадут врач-сурдолог, а также специалисты по обучению слабослышащих детей.

5. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Обучение ребенка возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

6. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Чтобы навык закрепился, для ребенка с нарушенным слухом необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется.

7. В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказывание взрослым коротких историй сказок. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Старайтесь научить ребенка следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

8. Необходимо контролировать длительность занятия. Следует учитывать тот факт, что внимание ребенка непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомлю ребенка и потери интереса к занятию.

Давайте не будем забывать, что для ребенка важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть, трезво оценивали ситуацию и искали способы разрешения проблем. Относитесь к ребенку с любовью и теплотой. Именно такой тип отношений способствует формирование у ребенка высокой самооценки. Он должен развиваться как обычный ребенок и не чувствовать своего отличия от других.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».